Облигации вместо кредита

Эти компании уже привлекли деньги через облигации 

Статистика размещения компаний малого и среднего бизнеса в 2018 году

      Зачастую такой путь предпочтительнее традиционного для среднего и малого бизнеса банковского кредитования. При последнем предприниматель остается наедине с банком, что позволяет кредитным организациям навязывать ему свои параметры сделки. А условия выпуска облигаций — финансовая прозрачность инструмента и интерес к бумагам компании со стороны большого количества инвесторов.

Есть несколько причин, по которым компании сегодня выбирают именно размещение облигационных займов, а не банковское кредитование — несмотря на то, что ставки по кредитам снижаются.

     Компании, уже выпустившие облигации, объясняют, зачем вышли на облигационный рынок, почему стали связываться с этим инструментом. Из причин, которые называют компании, — стоимость: так они могут привлечь финансирование дешевле. Когда вы ведете переговоры один на один с банком — и при этом вы не самое большое предприятие — банк диктует вам условия. А если вы выходите на облигационный рынок, то перед вами широкий круг инвесторов, и стоимость получается ниже. Это законы рынка: конкуренция сбивает цену.

На облигационном рынке можно привлечь длинные деньги — на более долгий срок. Для предприятия это может быть особенно важно, если у них долгосрочные проекты с большим временным циклом.

Еще одна причина интереса к размещению облигаций — когда для получения банковского кредита у компании нет обеспечения. В Новосибирске вышла на облигационный рынок компания «Обувь России». Это обувной ретейлер. Их бизнес-модель не предполагает обеспечения, которое можно было бы заложить банку для того, чтобы дальше развивать производство. Банк денег не давал. Но после того, как «Обувь России» начала привлекать необеспеченные деньги на облигационном рынке, банки стали давать компании необеспеченные кредиты. Это публичная история, она начинает работать на компанию. Банки становятся более гибкими в своих предложениях, когда видят, что у компании есть альтернатива в виде облигационных займов. Вскоре «Обувь России» уже провела road show в рамках IPO на Московской бирже, что говорит о приобретенном высоком уровне доверия инвесторов к компании.

 

(IPO, первичное публичное размещение — первая публичная продажа акций акционерного общества, в том числе в форме продажи депозитарных расписок на акции, неограниченному кругу лиц. Продажа акций может осуществляться как путем размещения дополнительного выпуска акций способом открытой подписки, так и путем публичной продажи акций существующего выпуска.

Road-show — серия встреч представителей компании с потенциальными инвесторами, на которых осуществляется презентация компании, основных показателей ее деятельности и характеристик размещения акций. Road-show проводится с целью повышения интереса потенциальных инвесторов к предлагаемым ценным бумагам.)

     Важный момент, который отмечают бизнесмены, — на облигационном рынке больше предсказуемости. В случае с банком это не так. Существуют варианты, когда банк может потребовать вернуть кредит досрочно. Или если компании деньги не нужны и она хочет погасить кредит досрочно — банк за это штрафует. Во время кризиса были примеры, когда банки в одностороннем порядке повышали ставку по уже выданным предприятиям кредитам.

     Облигации — это более стабильный, лучше прогнозируемый инструмент для бизнеса. Вопрос цены привлечения денег не является в этой ситуации единственным: не факт, что выпуск облигаций будет для эмитента дешевле кредита. Предприятие может быть готово немного переплатить, но взять деньги без обеспечения — на более понятных и прогнозируемых условиях, более надежно, на более долгий срок.

Заинтересованные бизнесмены не должны пытаться гуглить интернет в поисках информации о нюансах размещения облигационного займа. Банк России указывает на то, что сейчас облигационные инструменты развиваются так быстро и становятся настолько технологичными, что предпринимателям и компаниям проще обратиться к профессионалу. Ваш баланс проанализируют, посмотрят бизнес-модель и поймут, какой конкретный инструмент, для какого круга инвесторов вам могут предложить — и на каких условиях. (Именно такие услуги оказывает компания «Инвестиционная система».)

Нельзя сказать, что облигации — это для больших компаний, «голубых фишек», хотя еще недавно ситуация выглядела именно так. Сегодня на облигационный рынок выходят предприятия самых разных размеров.

Пример: дальневосточная компания, которая занимается выращиванием рапса. По облигационному выпуску они привлекли у физических лиц всего 10 млн рублей.

Облигационный рынок доступен сегодня для малого и среднего бизнеса — важно только понимать механизм применения этого инструмента.

 

Чем облигации лучше кредитов?

Почему российские компании все более активно используют облигации вместо обычных кредитов

    Компании все чаще предпочитают облигации кредитам. Об этом свидетельствуют цифры, приведенные агентством Cbonds. Доля заимствований «корпоратов» выросла с 2014 по 2018 годы почти в 2 раза: Так, в 2014 году объем рынка корпоративных облигаций составлял 6,6 трлн рублей. К началу 2018 года объем рынка облигаций составил уже 11,5 трлн рублей.

     Опрошенные Банки.ру эксперты подтверждают растущий интерес «корпоратов» к долговому рынку. «Тенденция к тому, что корпоративные заемщики все чаще предпочитают заимствования на облигационном рынке банковскому кредитованию, несомненно, существует и в последние годы даже усиливается», — говорит главный аналитик по долговым рынкам БК «Регион» Александр Ермак. «Основным источником заемного финансирования для корпоративных заемщиков остаются банковские кредиты, но объем привлечения средств через облигации на фоне снижения процентных ставок растет», — отмечает портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Дорофеев.

     У рынка облигаций есть ряд преимуществ перед рынком кредитования. Во-первых, заемщики могут занять средства на рынке на более долгий срок, чем у банка. «При выпуске облигаций можно занять на срок до 5—7 лет под рекордно низкие ставки 6,75—7,5%, причем эмитентам практически не нужно платить премию за удлинение срока», — отмечает генеральный директор УК «Арикапитал» Алексей Третьяков. Еще одно важное преимущество облигаций перед кредитами — отсутствие необходимости предоставлять обеспечение.

     Кроме того, рынок облигаций дает доступ к более широкому кругу инвесторов. В частности, эксперты отмечают рост интереса со стороны физлиц. Способствовала этому процессу отмена НДФЛ для купонных выплат по новым облигационным выпускам. «Если раньше их доля в общем объеме размещений была пренебрежимо мала, то сейчас физические лица активно перетекают из депозитов на облигационный рынок», — поясняет Третьяков.

     Облигация как инструмент стала более гибкой, а сам процесс регистрации выпуска предельно упростился.

     Вероятно, облигации продолжат вытеснять кредиты в портфелях «корпоратов». Тем более что во всем мире доля облигаций в портфелях компаний, как правило, больше. «На примере крупнейших американских корпораций (GE, AT&T, Apple, Microsoft, Amazon) видно, что практически 100% долга составляют облигации», — указывает Алексей Третьяков. Он подчеркивает, что международные гиганты привлекают кредиты лишь в крайнем случае: «Они привлекают кредиты либо в виде проектного финансирования, которое остается за балансом, либо в качестве бридж-финансирования для крупных единовременных выплат, например в случае M&A-активности».

     Не исключено, что ведущие российские игроки продолжат следовать примеру западных коллег, а значит, будут наращивать долю долга в облигациях.

 

Сегмент «маленьких» эмитентов: коммерческие и биржевые облигации

     Рынок облигаций небольших компаний за 2018 год вырос более чем в 2 раза, с 3,3 до 7,3 млрд рублей за счет притока новых имен на биржу. В этом сегменте в 2018 году разместилось или начало размещение 42 эмитента, которые предложили 63 эмиссии облигаций.

    Эмитенты коммерческих облигаций это малый и средний бизнес, который

исчерпал возможность финансировать свою деятельность исключительно за

счет банковских кредитов либо вообще не имеет возможности такого финансирования. Однако такие компании имеют стабильные денежные потоки и потенциал роста.

Если компания быстро растет, у нее стабильный денежный поток, то ей прямая дорога на фондовый рынок. Через размещение коммерческих облигаций сейчас такой эмитент может привлечь от 30 до 300 млн рублей.

     В среднем все компании, которые выходят на биржу с высокими ставками, объединяет одно: они увидели на своем рынке определенную возможность. Возможность эта, как правило, «выше их головы», то есть не может быть реализована с помощью собственных средств и кредитов прямо сейчас. Но она точно есть. Для кого-то это возможность быстро занять долю рынка за счет увеличения автопарка, для других — воспользоваться ситуацией на рынке и освоить смежное направление работы. Кто-то подписывает крупные контракты, на реализацию которых нужен капитал.


     Небольшой бизнес изначально готов предложить высокие ставки купонов, которые варьируются от 10-11% и до 25% годовых. Но в дальнейшем продолжится тенденция, которая видна уже сейчас — купон последующих выпусков действующих эмитентов будет снижаться.

    На фоне ставок первого-второго эшелона цифры лакомые. Однако реальная доходность на рынке всё же пониже. В числе основных причин такой ситуации —  высокий спрос, который приводит к росту цен на бумаги. Среди ликвидных высокодоходных бумаг наибольшая разница между купоном и доходностью наблюдается у выпуска «Ломбард «Мастер»-БО-П01. Ставка купона составляет 19%, доходность к погашению на 31 декабря 2018 г. 14%. У эмитента «Грузовичкоф-Центр» разница у первого выпуска составляет 3 п. п. — купон 17%, доходность также на уровне 14% годовых. Средняя ставка купона в выборке 58 ликвидных бумаг эмитентов малой и средней капитализации составляет 13,5%, средняя доходность к погашению составляет 13,2%.

Зачем бизнесу выпускать облигации? Объясняем вместе с Банком Россииm(Елена Чайковская директор департамента развития финансовых рынков Банка России)

     В 2012 году к расчетам с российским НРД получили доступ Euroclear и Clearstream, что облегчило для инвесторов из стран, подключенных к данным системам, процесс торговли российскими ценными бумагами. В результате российский рынок капитала стал интегрирован с рынками Лондона и Нью-Йорка. Доля нерезидентов — держателей суверенного долга в национальной валюте значительно выросла, что позволило резидентам производить заимствования существенно дешевле. Так, доля держателей суверенного долга в национальной валюте выросла с 5% до 25% в основном благодаря доступности внешнего клиринга.

Наша компания выполнит полный комплекс услуг по выпуску облигаций. 

Более подробно см. в "Наши услуги".

Если у Вас возникли вопросы, или Вы хотите оставить заявку, пожалуйста, заполните форму:

 
 
 
 

Email: info@investment-system.ru

тел. +7 (495) 649-06-48

Пн-Пт: 10:00-20:00

Сб-Вс: Выходной

123112 Москва, БЦ "Город столиц", Пресненская набережная 8, строение 1